Чем больше у человека друзей, тем лучше работает его мозг

Содержание

Распространённые заблуждения о человеческом мозге

Чем больше у человека  друзей, тем лучше работает  его мозг

Человеческий мозг до сих пор остаётся для учёных неведомой областью. Учёные, изучающие мозг, заявляют, что он менее познаваем, чем космос, а количество загадок, связанных с этим органом, скорее увеличивается, чем уменьшается…

Человеческий мозг – одно из величайших творений эволюции – до сих пор остаётся для учёных неведомой областью.

Ученые, изучающие мозг, заявляют, что он менее познаваем, чем космос, а количество загадок, связанных с этим органом, скорее увеличивается, чем уменьшается.

И неудивительно, что до сих пор существует множество заблуждений, связанных с работой и строением головного мозга. О наиболее распространенных из них мы расскажем в этой статье.

Чем больше мозг, тем умнее человек

Убеждение, что большеголовые или высоколобые люди умнее всех прочих, бытует с глубокой древности, но не имеет ничего общего с реальностью.

Интеллектуальные возможности человека никак не зависят ни от веса его мозга, ни от объема черепа.

Это подтверждается многочисленными исследованиями, авторы которых сравнивали указанные параметры мозга знаменитых ученых, писателей, деятелей искусства и политиков.

Приведём в пример исследования немецкого ученого Т. Бишофа, сравнившего 120 лет назад массу серого вещества двух тысяч представителей различных социальных слоёв, показали, что самыми тяжёлыми мозгами обладали не учёные или дворяне, а… рабочие.

Человек использует только 10 % возможностей мозга

Спешим вас обрадовать (а может, и огорчить), но это тоже заблуждение. Появилось оно после того как неверно было интерпретировано утверждение, которое сделал в XIX столетии психолог Уильям Джеймс, заметив, что, на его взгляд, среднестатистический взрослый человек использует не более 10 % потенциала своего интеллекта.

Учёные, изучавшие пациентов с повреждениями мозга, пришли к выводу, что у них функционировали абсолютно все участки мозга, а МРТ показала наличие в каждой из областей разных функций.

Кроме того, если ампутировать какую-либо часть тела, то отдел мозга, который контролировал её, начинает использоваться соседними частями тела, а значит, даже утратившие нейронные связи части мозга будут использоваться повторно.

Также стоит отметить, что мозг, который занимает всего 2–3 % от общей массы тела, потребляет 20 % получаемого организмом кислорода, так что, такой ресурсопотребляющий орган просто не может быть на 90 % бездействующим.

Погибшие клетки мозга не восстанавливаются

Клетки любой ткани человеческого организма живут в течение определенного времени, а затем отмирают, и клетки мозга не являются исключением. Этот процесс ускоряется под влиянием стрессов, употребления вредных веществ (алкоголя, никотина и т.д.), болезней и других негативных факторов.

Однако головной мозг имеет замечательную способность к регенерации: его клетки восстанавливаются даже в тех случаях, когда разрушению подвергаются весьма обширные участки коры.

Именно этим объясняется возврат жизненно важных функций у больных, перенесших инсульт или ставших жертвами серьёзных черепно-мозговых травм.

Алкоголь убивает клетки мозга

Правдой это является лишь частично. Естественно, взглянув на пьяного человека, сразу же можно сделать вывод, что алкоголь влияет на мозг, т.к. наблюдается нарушение моторики, спутанность речи и т.д. Кроме того, у человека может разболеться голова, его может тошнить, он может испытывать похмельный синдром. Да, реакция мозга – крайне отрицательна, но алкоголь не убивает клетки мозга.

На самом деле спиртное повреждает дендриты – окончания нейронов, по причине чего и нарушается связь между ними. Но и повреждения дендритов обратимы.

Другие же нарушения, такие как спутанность сознания, амнезия, отсутствие координации, паралич глаз и т.д. вызываются не спиртным, а дефицитом витамина B1 и тиамина.

Но, несмотря на то, что мозговые клетки не умирают под воздействием дурманящих напитков, на мозг всё равно оказывается крайне деструктивное воздействие.

Мозг человека имеет серый цвет

Откуда взялось это утверждение, неизвестно, но многие люди действительно уверены в его справедливости. На самом деле ткани головного мозга имеют красный цвет. Серый цвет имеют только клетки мёртвого головного мозга, который покинул тело хозяина.

Интенсивность работы мозга слабеет с возрастом

Такое явление действительно наблюдается: у многих пожилых людей слабеет память, снижается сообразительность и способность воспринимать новую информацию.

Однако интенсивность этого процесса зависит не столько от количества прожитых лет, сколько от образа жизни, присутствия вредных привычек и постоянной (до глубокой старости) интенсивной деятельности, зачастую не приносящей человеку удовлетворение.

Известно большое количество долгожителей, которые встретили свой столетний юбилей в состоянии такой интеллектуальной активности, которой могут позавидовать многие молодые люди.

Слушая Моцарта, человек становится умнее

К сожалению, и это является заблуждением. Первые изыскания на эту тему провели исследователи из Калифорнийского университета Франс Раушер и Гордон Шоу – тогда эксперимент проводился с группой студентов колледжа.

После прослушивания фрагмента сонаты Моцарта на фортепиано в течение 10 минут у участников было обнаружено краткосрочное улучшение пространственно-образного мышления, после чего, собственно, и появился миф о том, что музыка Моцарта улучшает мозговую активность.

Однако даже этого результата повторно достичь не удалось.

У одних людей лучше работает правое полушарие головного мозга, а у других – левое

Это один из самых распространённых мифов, хотя, в нём и есть доля правды. Известно, что разные полушария мозга отвечают за разные функции, но при этом оба полушария взаимодействуют друг с другом. Другими словами, большая часть людей решает определённый тип задач одной частью мозга несколько эффективнее, чем другой, но в процессе всегда принимают участие оба полушария.

Мозг у всех людей одинаков и отличается только массой

Принято считать, что мозг у разных людей отличается только массой, в остальном же сходен, как увеличенная или уменьшенная ксерокопия одного и того же технического устройства.

Однако эта теория была опровергнута результатами многолетних изысканий крупнейшего специалиста в области морфологии головного мозга доктора медицинских наук Сергея Савельева, автора первого в мире стереоскопического Атласа мозга человека.

В Атласе, который произвел фурор в научном мире, впервые чётко заявлено, что мозг у людей асимметричен и неодинаков. И предрасположенность человека к какой-то деятельности определяется исключительно размерами и развитостью соответствующих функциональных полей в головном мозге.

Чем больше извилин в мозгу, тем умнее человек

Не соответствует действительности и популярное в народе мнение, что ум человека зависит от количества извилин мозга и их глубины. Извилины в мозгу появляются за счёт того, что внутри черепной коробки мозгу попросту некуда расти, кроме как компактно укладываться слоями. Кроме того, как выяснилось, больше всего извилин у идиотов.

Мозг человека работает только на 10%: правда или все-таки миф?

Чем больше у человека  друзей, тем лучше работает  его мозг

Человеческий мозг – орган, который до сих пор до конца не изучен учеными, и вызывает множество вопросов, споров и разногласий. Наша человеческая природа такова, что любой мало изученный объект, вызывающий сомнения, порождает различные интересные теории. Некоторые из них правдивы, некоторые – откровенный бред.

Одна из подобных теорий: человек использует свой мозг на 10 процентов. 10% – это довольно мало, так что на первый взгляд теория больше похожа на миф, чем на правду.

Ты наверняка уже слышал что-то подобное, сегодня интернет буквально пестрит заголовками о том, что человек задействует мозг всего на 10 процентов.

Ученые же рьяно отрицают эту теорию, приводят доводы и факты, подтверждающие ее явно мифическое происхождение.

С помощью этой статьи ты наконец сможешь развеять свои сомнения. Понять, сколько же на самом деле процентов мозга использует человек. И не забудь рассказать своим друзьям, чтобы они тоже для себя развеяли (или нет?) этот миф.

Для начала, давай разберемся:

Миф или все-таки правда?

Не будем зря тянуть резину: теория о том, что мозг человека работает всего на 10 процентов – самый настоящий миф. Его распространение выгодно людям, которые ведут дискуссии о невероятном потенциале человеческого мозга, и огромных возможностях, которые имел бы человек, используя мозг на 100 процентов.

Только представь себе, какие безграничные возможности откроются перед человеком, если мозг вдруг станет работать в 10 раз продуктивнее, чем сейчас. Нам наверняка светит полное излечение человечества от всех болезней, контакты с внеземными цивилизациями, и прочие чудеса. Какое бы эволюционное преимущество мы имели! Думать так несомненно приятно, однако все это – всего лишь фантазия.

На самом деле, человек уже задействует мозг на все 100 процентов. Мы используем каждый участок своего серого вещества, дополнительных скрытых резервов попросту нет. Человеческий мозг использует не все 100 положенных процентов лишь в одном случае: имеется мозговая травма.

Как зародился миф о 10 процентах?

Ученые уже довольно давно изучают естественные процессы, которые происходят в человеческом мозгу. Известно, что мозг состоит из нейронов, которые генерируют электрические сигналы. Общее количество нейронов в мозгу переваливает за несколько миллиардов, поэтому проанализировать их общую работу довольно затруднительно.

На ранних этапах исследования, ученые выбрали небольшой участок мозга, и проследили, какое количество нейтронов генерирует импульсы, а какое бездельничает.

В результате оказалось, что «бездельников» намного больше активных нейронов, отсюда и пошла теория, будто работает лишь малая часть нашего мозга, в то время как остальная бездействует.

К сожалению, в умах человечествах этот миф закрепился настолько прочно, что его уже не вытравить ни научными доказательствами, ни опровержениями ученых.

Как на самом деле работает человеческий мозг?

Мозг человека – сложно устроенный орган, и содержит миллиарды нейронов не просто так. Дело в том, что у нейронов из различных частей мозга совершенно разные задачи и функции. Например, когда ты слушаешь музыку, активизируются нейтроны, отвечающие за работу слуха.

Когда радуешься или грустишь, в работу вступают нейроны, отвечающие за эмоции. И даже когда просто кладешь руку на стол, ощущая под пальцами деревянную поверхность, мозг работает: поступает информация от органов чувств, активизируются нейроны, которые отвечают за их работу.

На сколько работает мозг человека, определяется лишь количеством действий, который он выполняет в момент времени, то есть нагрузкой на нейроны. Возможно, в какие-то моменты человек действительно использует свой мозг всего на 10 процентов, но попросту потому, что больше и не нужно: он отдыхает или ничего не делает.

И все же, можно ли улучшить работу мозга?

Конечно можно! Только не надо пытаться задействовать мозг на 100%, это неэффективно, да и невозможно. Улучшенная работа мозга – это хорошая память, повышенная продуктивность, более эффективное обучение и освоение новой информации. За все эти функции отвечают нейроны, а если точнее, нейронные связи, необходимые для нормального функционирования человеческого организма.

Они образуются на протяжении всей жизни, и ты уже прямо сейчас можешь поспособствовать их более активному образованию. Чтобы быть умным и разносторонним человеком, тебе не нужно беспокоиться о том, насколько задействован человеческий мозг. Нужно всего лишь его регулярно тренировать. Это почти как зарядка для тела.

Различные курсы и тренировки, способные улучшить работу мозга, ты найдешь на BrainApps.

Источник: https://brainapps.ru/blog/2017/11/mozg-cheloveka-rabotaet-tolko-na-10-pra/

10 мифов о работе головного мозга: правда и вымысел

Чем больше у человека  друзей, тем лучше работает  его мозг

Широко известно мнение, что у некоторых людей лучше работает правое полушарие головного мозга, а у некоторых – левое. Многие считают, что это истинная правда, однако в действительности это является мифом.

И о том, почему это миф, мы расскажем в этой статье, заодно обсудив и ещё несколько интересных фактов о работе человеческого мозга. Сразу же сделаем оговорку: некоторые факты соответствуют действительности, а некоторые – вовсе нет.

И о том, чему же стоит доверять, мы, естественно, скажем.

Миф №1: Мозг даже взрослого человека всегда меняется

Это утверждение является истинным. Человеческий мозг – это биологический компьютер, имеющий два эволюционных механизма: обучение на основе ожидания опыта и обучение на основе получения опыта.

Наверное, вы знаете, что в детском мозге происходит формирование на 100% больше синапсов (нейронных связей), нежели в мозге взрослого.

Самые первые синапсы программируются предполагаемыми явлениями и событиями, и на первых годах жизни человека посредством личного опыта мозг сам отбирает нужные и не нужные для сохранения синапсы.

Однако механизм обучения новым навыкам адаптируется во взрослом возрасте по мере приближения человека к конкретному количеству синапсов.

Так и получается, что далеко не всегда обучение обуславливается ожидаемым опытом, ведь человек должен постоянно осваивать новые навыки, соответствуя, к примеру, тенденциям времени. Таким образом, вместо потерянных за неактуальностью синапсов формируются новые, рассчитанные на кодировку нового опыта. И этот метод обучения доступен для человека всю жизнь.

Миф №2: Алкоголь убивает клетки мозга

Правдой это является лишь частично. Естественно, взглянув на пьяного человека, сразу же можно сделать вывод, что алкоголь влияет на мозг, т.к. наблюдается нарушение моторики, спутанность речи и т.д. Кроме того, у человека может разболеться голова, его может тошнить, он может испытывать похмельный синдром. Да, реакция мозга крайне отрицательна, но алкоголь не убивает клетки мозга.

На самом деле спиртное повреждает дендриды – окончания нейронов, по причине чего и нарушается связь между ними. Но и повреждения дендридов обратимы.

Другие же нарушения, такие как спутанность сознания, амнезия, отсутствие координации, паралич глаз и т.д. вызываются не спиртным, а дефицитом витамина B1 и тиамина.

Но, несмотря на то, что мозговые клетки не умирают под воздействием дурманящих напитков, на мозг всё равно оказывается крайне деструктивное воздействие.

Миф №3: Воспоминания человека о прошлых событиях его жизни не являются точными

Это правда. Например, исследователь памяти Элизабет Лофтус доказала, что человеку вполне можно привить ложные воспоминания. Она провела эксперимент, в котором каждому участнику предложили по три истории из детства, которые подтвердили родственники, и по одной ложной истории, в которой участник потерялся в магазине, когда ему было пять лет.

После того как участники изучили истории, они написали свои воспоминания обо всех представленных событиях. Если же они не помнили события, они могли так и ответить, однако в трёх экспериментах 6 человек из 24 всегда «вспоминали» ложное событие во всех подробностях.

Согласно мнению Лофтус, обстоятельствами, в которых формируются фальшивые воспоминания, являются общественные ожидания, моделирование выдуманных событий при отсутствии точных воспоминаний и предложение не размышлять о том, имело ли событие место в действительности.

Отсюда и вывод: наши воспоминания не всегда являются точными, т.к. формируются под воздействие различных факторов, а по прошествии времени вообще становятся «коктейлем» из фактов памяти и картинок воображения.

Миф №4: Человек знает, что может сделать его счастливым

Это далеко не так. И возможно вы и сами можете это доказать: вспомните хотя бы что-то, чего вы хотели «больше всего на свете», а затем вспомните степень испытанного счастья. Всегда ли действительность соответствовала ожиданиям?

Профессор психологии Дэниел Гилперт доказал своими исследованиями, что люди плохо представляют себе результаты событий как счастливых, так и печальных. Они переоценивают степень своего счастья или несчастья, т.к. и печаль и счастье длятся намного короче ожидаемого срока. А конкретно счастье всегда максимизируется, т.к. предвосхищается.

Миф №5: Мозговая активность идёт на спад после 50 лет

Не верьте этому на 100% — несмотря на то, что активная память человека с возрастом становится несколько хуже, а мозговые операции проводятся медленнее, всё не так уж плохо.

Профессор из Стэнфорда Лора Карстенсен предложила теорию, согласно которой разница в памяти молодых людей и людей в возрасте обусловлена разницей временного фокуса.

Молодое поколение, не задумывающееся о смерти, стремится запомнить максимальное количество информации, считая, что она им пригодится потом. А пожилые люди воспринимают информацию более ограниченно и выборочно, т.к. наиболее важным для них является положительное эмоциональное состояние.

Но более интересно то, что, несмотря на некоторый дефицит памяти, с течением лет она наполняется большим количеством позитивных воспоминаний.

Миф №6: Мозг человека самый большой

Ещё одна неправда. Мировое научное сообщество до сих пор не пришло к единому пониманию того, что делает человека умным, но все сходятся в том, что человек – самое умное существо на планете. Наверное, это и есть причина, по которой многие думают, что у человека самый большой мозг.

На самом деле мозг человека весит, в среднем, 1 361 грамм. Мозг дельфинов весит примерно столько же. Но вот мозг кашалота, не считающегося самым умным животным на Земле, весит примерно 7 800 грамм.

Если же посмотреть с другой стороны, можно увидеть, что мозг собаки, к примеру, гончей, весит примерно 72 грамма, а вес мозга орангутанга равен приблизительно 370 граммам – не обладая большим мозгом, эти животные являются очень умными.

Так, мы получаем ещё один интересный факт: не важно, насколько большим является мозг живого существа. Важно то, какое соотношение имеет вес его мозга и вес его тела.

Миф №7: Слушая Моцарта, человек становится умнее

К сожалению, и это является заблуждением.

Первые изыскания на эту тему провели исследователи из Калифорнийского университета Франс Раушер и Гордон Шоу – тогда эксперимент проводился с группой студентов колледжа: после прослушивания фрагмента сонаты Моцарта для фортепиано в течение 10 минут у участников было обнаружено краткосрочное улучшение пространственно-образного мышления, после чего, собственно, и появился миф о том, что музыка Моцарта улучшает мозговую активность. Однако даже этого результата повторно достичь не удалось.

Миф №8: У одних людей лучше работает правое полушарие головного мозга, а у других – левое

Это один из самых распространённых мифов, хотя, в нём и есть доля правды.

Все мы знаем, что разные полушария мозга отвечают за разные функции, но, одновременно с этим, между этими полушариями больше сходств, нежели различий. К примеру, область Брока (языковой центр) расположен в левой передней доле мозга, но не все способности, связанные с языком, ограничены только левым полушарием.

Просто оба полушария взаимодействуют друг с другом, но левое выполняет языковые функции лучше. Точно так же и правое полушарие лучше выполняет пространственные задачи. Другими словами, большая часть людей решает определённый тип задач одной частью мозга несколько эффективнее, чем другой, но в процессе всегда принимают участие оба полушария.

Обмену информации же способствует особый орган – мозолистое тело.

Миф №9: Человек использует только 10% возможностей мозга

Спешим вас обрадовать (а может, и огорчить), но это тоже заблуждение. Появилось оно после того как неверно было интерпретировано утверждение, которое сделал в XIX столетии психолог Уильям Джеймс, заметив, что, на его взгляд, среднестатистический взрослый человек использует не более 10% потенциала своего интеллекта.

Учёные, изучавшие пациентов с повреждениями мозга, пришли к выводу, что у них функционировали абсолютно все участки мозга, а МРТ показала наличие в каждой из областей разных функций.

Кроме того, если ампутировать какую-либо часть тела, то отдел мозга, который контролировал ей, начинает использоваться соседними частями тела, а значит, даже утратившие нейронные связи части мозга будут использоваться повторно.

Также стоит отметить, что мозг, который занимает всего 2-3% от общей массы тела, потребляет 20% получаемого организмом кислорода, так что, такой ресурсопотребляющий орган просто не может быть на 90% бездействующим.

Миф №10: Новые нейроны перестают появляться после рождения человека

Последнее неверное заблуждение, о котором мы расскажем. Нейронные клетки держат под контролем поведение человека, его память и внимание, эмоции и т.д.

Поведение взрослого человека, как правило, является фиксированным, поэтому в формировании новых нейронов просто нет необходимости, а большинство изменений достигается посредством формирования новых синапсов, однако каждое воспоминание человека нуждается в электрической активности нейронов.

Учитывая то, что человек, взрослея, получает новую информацию и опыт, места для хранения новых данных (нейронов) просто не хватило бы с течением лет, а получаемая информация просто стиралась бы, соответственно, новые нейроны нужны – именно поэтому они и формируются – в гиппокампе – части мозга, отвечающей за все воспоминания.

Хочется верить, что теперь вы усвоили для себя, что является правдой о мозге человека, а на что не стоит обращать внимания. Есть, конечно же, ещё множество подобных мифов, но о них мы расскажем в наших будущих статьях.

Тренируйте мозг!

Источник: https://4brain.ru/blog/10-%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%B2-%D0%BE-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B5-%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%B0/

Правда ли, что мозг задействуется нами только на 10%?

Чем больше у человека  друзей, тем лучше работает  его мозг

Мозг человека – структура сложная, многоуровневая, высокоорганизованная. Попробуем разобраться, как же всё обстоит на самом деле…

Существует мнение, что человеческий мозг задействуется нами только на 10%. Вероятно, именно поэтому человек не может придумать, как его развить на 100%.

Вопрос: почему тогда так устроен мозг и как всё-таки можно заставить его работать на все сто? 

Миф о работе мозга 

Это неправда! Утверждение о том, что человеческий мозг работает на 10% (5%, 3%), – это старый, абсолютно неверный и совершенно неубиваемый миф.

Разберемся, откуда он взялся. 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

В середине прошлого века было совершенно непонятно, как мыслит человек (сейчас это тоже непонятно, но уже на другом уровне).

Но кое-что было известно – например, что мозг состоит из нейронов и что нейроны могут генерировать электрические сигналы. 

Некоторые ученые тогда считали, что если нейрон генерирует импульс, то он работает, а если не генерирует – значит, «ленится».

И вот кому-то пришла в голову мысль проверить: какое количество нейронов в целом мозге «трудится», а какое – «бьет баклуши»? 

Нейронов в мозге несколько миллиардов, и было бы чистым безумием измерять активность каждого из них – это заняло бы много лет.

Поэтому вместо того, чтобы изучать все нейроны подряд, ученые исследовали только небольшую часть, определили среди них процент активных и предположили, что по всему мозгу этот процент одинаков (такое предположение называется экстраполяцией). 

И оказалось, что «работает», то есть генерирует импульсы, только неприлично малый процент нейронов, а остальные – «молчат».

Из этого был сделан немного прямолинейный вывод: молчащие нейроны – бездельники, а мозг работает только на малую часть своих возможностей. 

Вывод этот был абсолютно неправильный.

Но поскольку в то время было принято «исправлять природу», например поворачивать реки вспять, орошать пустыни и осушать моря, то идея о том, что и работу мозга тоже можно улучшить, прижилась и начала свое победное шествие по газетным страницам и журнальным разворотам.

Даже и сейчас что-то подобное иногда встречается в желтой прессе. 

Как примерно работает мозг 

А теперь попробуем разобраться, как же всё обстоит на самом деле. 

Мозг человека – структура сложная, многоуровневая, высокоорганизованная. То, что написано ниже, – очень упрощенная картинка. 

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

В мозге есть множество областей.

Некоторые из них называются сенсорными – туда поступает информация о том, что мы ощущаем (ну, скажем, прикосновение к ладони).

Другие области – моторные, они управляют нашими движениями.

Третьи – когнитивные, именно благодаря им мы можем мыслить.

Четвертые отвечают за наши эмоции. И так далее. 

Почему же в мозге не включаются одновременно все нейроны? Да очень просто.

  • Когда мы не ходим, то неактивны нейроны, запускающие процесс ходьбы.
  • Когда молчим, «молчат» нейроны, управляющие речью.
  • Когда ничего не слышим, не возбуждаются нейроны, отвечающие за слух.
  • Когда не испытываем страх, не работают «нейроны страха».

Иными словами, если нейроны в данный момент не нужны – они неактивны. И это прекрасно. 

Потому что если бы это было не так… Представим на секунду, что мы можем возбудить одновременно ВСЕ наши нейроны (больше секунды такого издевательства наш организм просто не вынесет). 

Мы сразу начнем страдать от галлюцинаций, потому что сенсорные нейроны заставят нас испытывать абсолютно все возможные ощущения. Одновременно моторные нейроны запустят все движения, на которые мы только способны. А когнитивные нейроны…

Мышление – настолько сложная штука, что вряд ли на этой планете найдется хоть один человек, который сможет сказать, что случится, если одновременно возбудить все когнитивные нейроны.

Но предположим для простоты, что тогда мы начнем думать одновременно все возможные мысли.

И еще мы будем испытывать все возможные эмоции.

И многое еще произойдет, о чём я не буду писать, потому что здесь просто не хватит места. 

Посмотрим теперь со стороны на это существо, страдающее от галлюцинаций, дергающееся от конвульсий, одновременно чувствующее радость, ужас и ярость. Не очень-то оно похоже на создание, улучшившее свой мозг до стопроцентной эффективности! 

Наоборот. Лишняя активность мозгу не на пользу, а только во вред.

Когда мы едим, нам не нужно бегать, когда сидим у компьютера – не нужно петь, а если во время решения задачи по математике думать не только о ней, но и о птичках за окном, то вряд ли эта задача решится.

Для того чтобы мыслить, мало ДУМАТЬ о чём-то, надо еще НЕ ДУМАТЬ обо всём остальном.

Важно не только возбуждение «нужных» нейронов, но и торможение «ненужных».

Необходим баланс между возбуждением и торможением. И нарушение этого баланса может привести к очень печальным последствиям. 

Например, тяжелая болезнь эпилепсия, при которой человек страдает от судорожных припадков, возникает тогда, когда возбуждение в мозге «перевешивает» торможение.

Из-за этого во время припадка активизируются даже те нейроны, которые в эту секунду должны молчать; они передают возбуждение на следующие нейроны, те – на следующие, и по мозгу идет сплошная волна возбуждения.

Когда эта волна доходит до моторных нейронов, они посылают сигналы к мышцам, те сокращаются, и у человека начинаются судороги.

Что больной при этом ощущает, сказать невозможно, поскольку на время припадка у человека пропадает память. 

Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее 

Надеюсь, вы уже поняли, что пытаться заставить мозг работать лучше, возбуждая все нейроны подряд, – дело бесперспективное, да еще и опасное.

Тем не менее можно «натренировать» мозг, чтобы он работал эффективнее.

Это, конечно, тема для огромной книги (и даже не одной), а не маленькой статьи. Поэтому я расскажу только об одном способе. Начать придется издалека. 

Когда рождается маленький ребенок, количество нейронов в его мозге даже больше, чем у взрослого.

Но связей между этими нейронами еще почти нет, и поэтому новорожденный человечек еще не в состоянии правильно использовать свой мозг – например, он практически не умеет ни видеть, ни слышать.

Нейроны его сетчатки, даже если они чувствуют свет, не образовали еще связей с другими нейронами, чтобы передать информацию дальше, в кору больших полушарий.

То есть глаз видит свет, но мозг не в состоянии понять это.

Постепенно необходимые связи образуются, и в конце концов ребенок учится различать вначале просто свет, потом – силуэты простых предметов, цвета и так далее.

Чем больше разнообразных вещей ребенок видит, тем больше связей образуют его зрительные пути и тем лучше работает та часть его мозга, которая связана со зрением. 

Но самое удивительное не это, а то, что такие связи могут образовываться почти исключительно в детстве.

И поэтому если ребенок по какой-то причине не может ничего видеть в раннем возрасте (скажем, у него врожденная катаракта), то необходимые нейронные связи в его мозге уже никогда не образуются, и человек не научится видеть.

Даже если во взрослом возрасте у этого человека прооперировать катаракту, он всё равно останется слепым.

Проводились довольно жестокие опыты на котятах, которым в новорожденном состоянии зашивали глаза.

Котята вырастали, так ни разу ничего и не увидев; после этого им уже во взрослом возрасте снимали швы.

Глаза у них были здоровые, глаза видели свет – но животные оставались слепыми.

Не научившись видеть в детстве, они уже не способны были сделать это во взрослом возрасте. 

То есть существует какой-то критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, и если мозг не научится видеть в этот период, он уже не научится этому никогда.

То же относится и к слуху, и, в меньшей степени, к другим человеческим способностям и умениям – обонянию, осязанию и вкусу, способности говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, ориентироваться в природе и так далее.

Яркий тому пример – «дети-маугли», которые потерялись в раннем детстве и были воспитаны дикими животными.

Во взрослом возрасте они так и не могут освоить человеческую речь, поскольку не тренировали у себя в детстве это умение.

Зато они способны ориентироваться в лесу так, как не сможет ни один человек, выросший в цивилизованных условиях. 

И еще. Никогда не знаешь, в какой момент «выстрелит» какое-то умение, приобретенное в детстве.

Например, человеку, который в детстве активно тренировал мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом, проводящим филигранные, точные операции, в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения. 

Иными словами, если что и может заставить мозг работать лучше, то это – тренировка, причем тренировка с самого детства.

Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот – чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать.

И чем мозг младше, тем он более «гибкий» и восприимчивый.

  • Именно поэтому в школах учат маленьких детей, а не взрослых дяденек и тетенек.
  • Именно поэтому дети гораздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться к новым ситуациям (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки).
  • Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства.

И если вы будете это делать, то ничто не помешает вам сделать великие открытия. Например, о том, как работает мозг.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

 Вера Башмакова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/180866-pravda-li-chto-mozg-zadeystvuetsya-nami-tolko-na-10

Правда ли, что мозг задействуется нами только на 10%?

Чем больше у человека  друзей, тем лучше работает  его мозг

Это неправда! Утверждение о том, что человеческий мозг работает на 10% (5%, 3%), — это старый, абсолютно неверный и совершенно неубиваемый миф. Разберемся, откуда он взялся.

В середине прошлого века было совершенно непонятно, как мыслит человек (сейчас это тоже непонятно, но уже на другом уровне). Но кое-что было известно — например, что мозг состоит из нейронов и что нейроны могут генерировать электрические сигналы.

Некоторые ученые тогда считали, что если нейрон генерирует импульс, то он работает, а если не генерирует — значит, «ленится». И вот кому-то пришла в голову мысль проверить: какое количество нейронов в целом мозге «трудится», а какое — «бьет баклуши»?

Нейронов в мозге несколько миллиардов, и было бы чистым безумием измерять активность каждого из них — это заняло бы много лет. Поэтому вместо того, чтобы изучать все нейроны подряд, ученые исследовали только небольшую часть, определили среди них процент активных и предположили, что по всему мозгу этот процент одинаков (такое предположение называется экстраполяцией).

И оказалось, что «работает», то есть генерирует импульсы, только неприлично малый процент нейронов, а остальные — «молчат». Из этого был сделан немного прямолинейный вывод: молчащие нейроны — бездельники, а мозг работает только на малую часть своих возможностей.

Вывод этот был абсолютно неправильный, но поскольку в то время было принято «исправлять природу», например поворачивать реки вспять, орошать пустыни и осушать моря, то идея о том, что и работу мозга тоже можно улучшить, прижилась и начала свое победное шествие по газетным страницам и журнальным разворотам. Даже и сейчас что-то подобное иногда встречается в желтой прессе.

Как примерно работает мозг

А теперь попробуем разобраться, как же всё обстоит на самом деле.

Мозг человека — структура сложная, многоуровневая, высокоорганизованная. То, что написано ниже, — очень упрощенная картинка.

В мозге есть множество областей. Некоторые из них называются сенсорными — туда поступает информация о том, что мы ощущаем (ну, скажем, прикосновение к ладони). Другие области — моторные, они управляют нашими движениями. Третьи — когнитивные, именно благодаря им мы можем мыслить. Четвертые отвечают за наши эмоции. И так далее.

Почему же в мозге не включаются одновременно все нейроны? Да очень просто. Когда мы не ходим, то неактивны нейроны, запускающие процесс ходьбы. Когда молчим, «молчат» нейроны, управляющие речью.

Когда ничего не слышим, не возбуждаются нейроны, отвечающие за слух. Когда не испытываем страх, не работают «нейроны страха». Иными словами, если нейроны в данный момент не нужны — они неактивны.

И это прекрасно.

Потому что если бы это было не так… Представим на секунду, что мы можем возбудить одновременно ВСЕ наши нейроны (больше секунды такого издевательства наш организм просто не вынесет).

Мы сразу начнем страдать от галлюцинаций, потому что сенсорные нейроны заставят нас испытывать абсолютно все возможные ощущения. Одновременно моторные нейроны запустят все движения, на которые мы только способны. А когнитивные нейроны…

Мышление — настолько сложная штука, что вряд ли на этой планете найдется хоть один человек, который сможет сказать, что случится, если одновременно возбудить все когнитивные нейроны. Но предположим для простоты, что тогда мы начнем думать одновременно все возможные мысли. И еще мы будем испытывать все возможные эмоции.

И многое еще произойдет, о чём я не буду писать, потому что здесь просто не хватит места.

Посмотрим теперь со стороны на это существо, страдающее от галлюцинаций, дергающееся от конвульсий, одновременно чувствующее радость, ужас и ярость. Не очень-то оно похоже на создание, улучшившее свой мозг до стопроцентной эффективности!

Наоборот. Лишняя активность мозгу не на пользу, а только во вред. Когда мы едим, нам не нужно бегать, когда сидим у компьютера — не нужно петь, а если во время решения задачи по математике думать не только о ней, но и о птичках за окном, то вряд ли эта задача решится.

Для того чтобы мыслить, мало ДУМАТЬ о чём-то, надо еще НЕ ДУМАТЬ обо всём остальном. Важно не только возбуждение «нужных» нейронов, но и торможение «ненужных». Необходим баланс между возбуждением и торможением.

И нарушение этого баланса может привести к очень печальным последствиям.

Например, тяжелая болезнь эпилепсия, при которой человек страдает от судорожных припадков, возникает тогда, когда возбуждение в мозге «перевешивает» торможение.

Из-за этого во время припадка активизируются даже те нейроны, которые в эту секунду должны молчать; они передают возбуждение на следующие нейроны, те — на следующие, и по мозгу идет сплошная волна возбуждения.

Когда эта волна доходит до моторных нейронов, они посылают сигналы к мышцам, те сокращаются, и у человека начинаются судороги. Что больной при этом ощущает, сказать невозможно, поскольку на время припадка у человека пропадает память.

Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее

Надеюсь, вы уже поняли, что пытаться заставить мозг работать лучше, возбуждая все нейроны подряд, — дело бесперспективное, да еще и опасное. Тем не менее можно «натренировать» мозг, чтобы он работал эффективнее. Это, конечно, тема для огромной книги (и даже не одной), а не маленькой статьи. Поэтому я расскажу только об одном способе. Начать придется издалека.

Когда рождается маленький ребенок, количество нейронов в его мозге даже больше, чем у взрослого.

Но связей между этими нейронами еще почти нет, и поэтому новорожденный человечек еще не в состоянии правильно использовать свой мозг — например, он практически не умеет ни видеть, ни слышать.

Нейроны его сетчатки, даже если они чувствуют свет, не образовали еще связей с другими нейронами, чтобы передать информацию дальше, в кору больших полушарий. То есть глаз видит свет, но мозг не в состоянии понять это.

Постепенно необходимые связи образуются, и в конце концов ребенок учится различать вначале просто свет, потом — силуэты простых предметов, цвета и так далее. Чем больше разнообразных вещей ребенок видит, тем больше связей образуют его зрительные пути и тем лучше работает та часть его мозга, которая связана со зрением.

Но самое удивительное не это, а то, что такие связи могут образовываться почти исключительно в детстве.

И поэтому если ребенок по какой-то причине не может ничего видеть в раннем возрасте (скажем, у него врожденная катаракта), то необходимые нейронные связи в его мозге уже никогда не образуются, и человек не научится видеть.

Даже если во взрослом возрасте у этого человека прооперировать катаракту, он всё равно останется слепым. Проводились довольно жестокие опыты на котятах, которым в новорожденном состоянии зашивали глаза.

Котята вырастали, так ни разу ничего и не увидев; после этого им уже во взрослом возрасте снимали швы. Глаза у них были здоровые, глаза видели свет — но животные оставались слепыми. Не научившись видеть в детстве, они уже не способны были сделать это во взрослом возрасте.

То есть существует какой-то критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, и если мозг не научится видеть в этот период, он уже не научится этому никогда.

То же относится и к слуху, и, в меньшей степени, к другим человеческим способностям и умениям — обонянию, осязанию и вкусу, способности говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, ориентироваться в природе и так далее. Яркий тому пример — «дети-маугли», которые потерялись в раннем детстве и были воспитаны дикими животными.

Во взрослом возрасте они так и не могут освоить человеческую речь, поскольку не тренировали у себя в детстве это умение. Зато они способны ориентироваться в лесу так, как не сможет ни один человек, выросший в цивилизованных условиях.

И еще. Никогда не знаешь, в какой момент «выстрелит» какое-то умение, приобретенное в детстве. Например, человеку, который в детстве активно тренировал мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом, проводящим филигранные, точные операции, в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения.

Иными словами, если что и может заставить мозг работать лучше, то это — тренировка, причем тренировка с самого детства. Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот — чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. И чем мозг младше, тем он более «гибкий» и восприимчивый.

Именно поэтому в школах учат маленьких детей, а не взрослых дяденек и тетенек. Именно поэтому дети гораздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться к новым ситуациям (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства.

И если вы будете это делать, то ничто не помешает вам сделать великие открытия. Например, о том, как работает мозг.

Ответила: Вера Башмакова

Источник: https://elementy.ru/email/5021742/Pravda_li_chto_mozg_zadeystvuetsya_nami_tolko_na_10

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.