Как избежать агрессии на дорогах?

Содержание

Как избежать конфликта на дороге?

Как избежать агрессии на дорогах?

Наверное, каждый водитель хотя бы раз в своей жизни попадал в неприятные и конфликтные ситуации на дороге.

В особенности сегодня, когда культура вождения у многих водителей просто хромает, а прав не тот кто прав, а тот у кого больше и дороже автомобиль, всё чаще отмечаются такие конфликты на дорогах, которые заканчиваются дракой. Поговорим поподробнее о том как можно избежать конфликтов на дороге.

Надо лишь извиниться

Сегодня многие из нас попросту забыли о том, что проще всего извиниться за свои неправильные действия, что и поможет погасить конфликт на дороге.

Не следует пытаться грубить или настаивать на своей правоте, если вы знаете, что в той или иной ситуации за рулём на дороге вы были не правы. Помните о том, что ни вам, ни второму участнику конфликта не хочется, чтобы неприятная ситуация имела последующее развитие.

Поэтому куда проще будет, адекватно взглянув на сложившуюся ситуацию на дороге, извиниться и разъехаться по своим делам.

Стоит ли хамить и драться?

Многие мужчины привыкли решать имеющиеся сложности силовым путем. Действительно, иногда кажется, что силой можно что-то доказать второму участнику конфликту.

Однако вы должны понимать, что у такого хамства и рукоприкладства будут определенные последствия.

Что будет в том случае, если вы попросту не рассчитаете свои силы, а после вашего, даже одного удара, у человека будет сотрясение головного мозга или другие опасные для жизни травмы.

После подобного банальный конфликт на дороге переходит уже в уголовное дело, по факту которого вы можете получить реальный тюремный срок, а даже с условным наказанием ваша жизнь в последующем изменится.

Подумайте о том, стоит ли тот факт, что вас подрезали на дороге или вклинились перед вами на светофоре, того, чтобы начинать драку с таким хамом, и по ее результатам заплатить солидный штраф, получить условный или реальный срок.

  УАЗ “Фермер”: размеры кузова и его габариты

Поэтому если вы видите, что второй участник конфликта проявляет агрессию и вот-вот пуститься в драку, то необходимо сохранять самообладание, попытайтесь как-то погасить конфликт, а еще лучше закройтесь в машине, при возможности уезжайте или вызывайте ДПС и милицию. Действовать необходимо в то же время по ситуации. Если ваш оппонент лезет в драку, то следует действовать в рамках самообороны.

Психологический подход к решению проблемы

Любой опытный психолог подтвердит, что причины конфликтов, в том числе и на дороге, можно разделить на три группы: социально-психологические, объективные и личностные. Причём избежать конфликта можно только стратегией уклонения.

Любое другое поведение, в том числе и агрессия, неизменно приведет лишь к усугублению проблем. Не нужно думать, что агрессивного водителя можно приструнить лишь большей агрессией.

Всё это неизменно приведет к усугублению проблемы, и в итоге конфликт перерастет уже в другую статью, вплоть до последующего разбирательства в полиции.

Вызываем ДПС и полицию

Многие из нас просто забывают о том, что следить за порядком на дорогах должны сотрудники полиции и ДПС.

Именно поэтому в любой конфликтной ситуации на дороге следует неизменно вызывать ДПС, что позволит решить имеющиеся проблемы.

На многих агрессивных оппонентов именно перспектива вызова полиции и разбирательства уже с инспектором действует отрезвляюще, после чего такой агрессор может банально извиниться и уехать по своим делам.

В том же случае, если вы видите, что конфликт лишь разгорается с новой силой, то следует как можно скорее вызвать полицейских, но самому при этом не вступать в перепалки с другим участникам конфликта. Постарайтесь закрыться в своей машине и дождаться приезда полицейских.

Не лишним будет также включить видеозапись на смартфоне, что образумит второго водителя, который может в запале попытаться повредить ваш автомобиль, разбить стекла, сломать зеркало.

В последующем, при наличии таких конфликтов, сделанная вами видеозапись может использоваться в суде в качестве доказательства вашей невиновности.

Используйте регистратор

Большой популярностью сегодня пользуются разнообразные приборы регистраторы, которые позволяют записывать видео происходящего около автомобиля. Соответственно, будет записана не только причина спорной ситуации на дороге, но и сам конфликт. В последующем такие записи используются для разбора инспекторами ГИБДД, а в отдельных случаях и в суде в качестве доказательств.

Многие водители считают, что своей агрессией и силой смогут что-то доказать на дороге. Они пытаются надавить на других участников конфликта, вплоть до применения рукоприкладства.

Однако наличие регистратора и записи видео действует на них отрезвляюще.

Мало кто из агрессивных и некультурных водителей решиться на драку или порчу автомобиля, зная, что все его действия записываются на видео, и в последующем могут использоваться против него.

Поэтому каждому автовладельцу можем порекомендовать приобрести качественный регистратор, который поможет решить различные проблемные ситуации на дороге. Вы будете полностью уверены в своей правоте в тех или иных ситуациях, а агрессивные водители несколько раз подумают перед тем как раздувать конфликт, в особенности зная, что в последующем видео может использоваться против них.

Ведите себя аккуратно на дороге

Необходимо понимать, что, управляя автомобилем, следует сохранять трезвой голову, ответственно и внимательно подходить ко всем действиям на дороге.

Не редкость, когда гнев других участников конфликта объясняется вашим неправильным и неадекватным поведением на автомобиле.

Если вы не следите за другими авто при перестроении, опасно обгоняя, подрезая другие машины, то не стоит удивляться тому, что у вас часто возникают конфликты на дороге.

Подведем итоги

Старайтесь соблюдать вежливость, всегда исполняйте правила дорожного движения, правильно и внимательно управляйте автомобилем, что исключит большинство конфликтных ситуаций на дороге. Если же вы попали в такую неприятную ситуацию, то сохраняйте голову холодной.

Не следует отвечать на силу и агрессию такой же силой и неадекватным агрессивным поведением. Предупредите другого водителя о том, чтобы вы вызываете ГАИ, а все его действия записываются на установленный в вашем автомобиле регистратор.

В большинстве случаев подобное действует отрезвляюще, и конфликты разрешаются сами собой, а каждый из их участников разъезжается по своим делам.

Источник

Источник: https://ruud.ru/avtomobili/31351-kak-izbezhat-konflikta-na-doroge/

Дорожные войны: как защитить себя и авто от агрессивных водителей

Как избежать агрессии на дорогах?

ТАСС/Сергей Бобылев

Начало месяца было богато на криминальные новости с просторов московских дорог. Произошло сразу несколько громких конфликтов между автомобилистами. Ведущий программы “Совет безопасности” на “Радио Москвы” Игорь Швыткин пообщался с адвокатом и психологами и рассказал, как можно защититься от неуравновешенных водителей не только морально, но и в правовом аспекте.

Вести о конфликтах между водителями все больше напоминали фронтовые сводки.

Сначала владелец дорогого внедорожника открыл стрельбу из травматики по женщине за рулем, которая прыснула в лицо оппонента содержимым газового баллончика.

Затем СМИ рассказали о драке, вспыхнувшей между водителями иномарки и троллейбуса. Битвы на дорогах продолжаются, а жара лишь подогревает не только двигатели, но и шоферские страсти.

дорога у каждого своя?

Несоблюдение водителями дорожных правил все чаще приводит к настоящим боям без правил. В интернете один за другим появляются ролики о сражениях на трассах. Их популярность по числу просмотров бьет все мыслимые и немыслимые рекорды.

Оскорбления и мордобой – все это может случиться с каждым, кто не поделит дорогу с другим участником дорожного движения.

В наши дни каждый автолюбитель может запросто оказаться на своего рода автомобильном ринге, а также стать главным героем ролика, снятого на видеорегистратор.

Мнение эксперта

В наше время человек пытается соответствовать ритму большого города. Он везде хочет успеть. И даже когда он едет и никуда не спешит, он уже по привычке не может отключить этот ритм.

Житель мегаполиса постоянно на взводе и временами просто теряет контроль над собой.

Он будет всех подрезать, будет опережать, он проедет на красный свет — это становится не просто составляющей агрессивного вождения, но и стилем жизни.

Александр Колосов

психолог, психотерапевт:

“Красный мой, зеленый общий” – такова психология шофера в большом городе. Теория первенства постоянно отрабатывается на практике превосходства. “Быстрее, выше, сильнее!” – этот девиз у олимпийцев давно взяли напрокат владельцы дорогих, скоростных и больших машин.

Мнение эксперта

Ну как люди показывают свою крутизну? Например, дорогие часы. Ведь надо потрудиться, чтобы их продемонстрировать, да еще и так, чтобы все их заметили и оценили. А вот машину видят все издалека. И вот я – смотрите, какой я крутой.

И не дай бог вдруг кто-то еще попытается ехать наравне со мной. Очень часто демонстрация того, что у меня, мол, машина более мощная и более дорогая, нередко сводит на нет основную задачу – на средстве передвижения попасть из пункта А в пункт Б.

Некоторые выезжают на дорогу, чтобы просто показать себя.

Борис Новодережкин

психолог:

Действительно, многие современные автолюбители в облике своего авто видят выражение или продолжение собственного я, которое уж очень хочется проявить. Но для того чтобы выделиться из общего потока, нужно пренебречь общими правилами, будь то правилами дорожными или нормами морали.

Как правило, в подобных случаях, когда человек уже пересек две сплошные, он преступил одну черту закона, а значит, готов преступить и любую другую.

И не дай бог вам, уважаемые читатели, ненароком встать у подобного нарцисса на пути. Конфликт будет неизбежен.

Но как вести себя, если ты, сам того не желая, привлек внимание агрессора и его тень варвара с битой в руках уже нависла над твоей машиной?

Борис Новодережкин, психолог:

Если вы сидите в автомобиле, а машина зажата, то вам как минимум не стоит выходить из машины, потому что ваша голова кузовом машины будет защищена от этих ударов.

Уверяю вас, что он не будет разламывать машину и доставать вас оттуда, потому что, на физическом уровне ударив пару раз по машине, он как-то физиологически разрядится, но потом он же и будет чинить вашу машину, потому что придут милиционеры уже не с битами.

Получается, что начинать разговор с неадекватно настроенным человеком лучше, не выходя из машины, немного приоткрыв окно. Однако не всегда дело доходит до мордобоя. Сегодня модно разбираться прямо по ходу движения. Несговорчивого или “провинившегося” автолюбителя принято учить уму-разуму и вежливости.

Его могут подрезать, резко притираясь сбоку, или, обогнав машину обидчика, резко нажать на тормоза. Мало кто знает, что на языке закона эти действия трактуются как создание аварийной ситуации на дороге, результатом которых могло стать дорожно-транспортное происшествие.

Необходимо помнить, что в этом случае понадобятся веские доказательства: свидетельства независимых очевидцев или сотрудников ГИБДД, а также фиксация опасных маневров средствами фото- или видеозаписи.

Плюс ко всему важно учесть, что судья может не удовлетворить такую жалобу, сославшись, например, на вынужденное торможение вашего обидчика.

Дело не выиграете, но врага себе и для своей машины можно нажить на всю жизнь.

К сожалению, не у каждого в машине установлен видеорегистратор, а потому если вам удалось-таки избежать столкновения и вы как-то разрешили ситуацию, то доказать умысел злоумышленника будет крайне тяжело.

Александр Колосов, психолог, психотерапевт:

Попытка выйти на общение трудна, но нужно вести себя доброжелательно, уверенно. Если быть доброжелательно-заискивающим, то агрессор провоцируется, он видит, что ты слаб, то есть он проявляет агрессию на тебя. Если он идет, а ты в ответ проявляешь агрессию, то, скорее всего, произойдет столкновение.

Если он агрессивен, а ты уверен, но доброжелателен и говоришь: “Давайте посмотрим, давайте разберемся, что здесь не так”, – он почувствует силу и одновременно доброжелательность, это часто предотвращает конфликт.

“В практике существует одно понятие: вы столкнулись – значит, мы будем возбуждать дело за нарушение правил дорожного движения, повлекшее ДТП. Если столкновения не было, мы не знаем, кто вас подрезал, кто повел себя по-хамски, – за это у нас наказания не предусмотрено.

Поэтому и бороться с этим довольно сложно, – говорит адвокат Виктор Травин. – Поверьте, ни у кого не хватит терпения постоянно ходить в ГИБДД, прилагать эту несчастную видеозапись к своему заявлению и требовать наказания обидчика.

Тем более что тот, кто вас обогнал и резко затормозил, пытаясь, таким образом, как-то “воспитать” вас, будет ссылаться на применение экстренного торможения по причине того, что перед ним выскочила черная кошка”.

Увы, органы ГИБДД максимум займутся вопросом относительно того, был ли причинен ущерб транспортному средству. Вряд ли кто-то будет разбираться в имевших место вероятных угрозах жизни и здоровью.

Зарубежный опыт

В европейских странах закон предусматривает ответственность эмоциональных водителей за опасные маневры на дороге. Например, там есть такое понятие, как “опасное сближение”. Основой для судебных разбирательств может послужить всего лишь звонок пострадавшего по телефону.

Кстати, в России нечто подобное тоже попытались ввести в практику.

Но федеральная целевая программа по созданию обстановки нетерпимости к нарушителям правил дорожного движения в нашей стране уж слишком вяло пропагандируется и не пользуется большой популярностью.

Ведь составление доказательной базы по созданию кем-то аварийной ситуации – дело муторное, да и наказание за него в результате будет символическое.

Виктор Травин, адвокат:

Видишь нарушителя – позвони куда надо, сообщи об этом. Потому что сегодня он не дал проехать кому-то, завтра он не даст проехать тебе. Вот обстановку нетерпимости надо начинать с себя. Помешали тебе – позвони один раз, помешали другому – заступись, позвони в ГИБДД. Вот только тогда у кого-нибудь возникнет мысль, что на дороге мы отвечаем перед всеми, а не только перед собой.

Внимание: агрессор на хвосте!

Пока мы все боремся с хамами на дорогах молча в одиночку, давайте учиться распознавать водителя-агрессора уже издалека. Итак, заметить его нетрудно: он несется на бешеной скорости, играя в “шахматы” и обгоняя попутные авто.

Резко стартует со светофоров и молниеносно меняет полосы движения. Не соблюдает дистанцию между автомобилями, не пропускает машины, которые пытаются поменять ряд или вклиниться между ним и впереди идущим авто.

Не включает поворотники при перестроении, сигналит всем и вся без всякого повода, моргает дальним светом фар.

Вежливость продлевает жизнь и сохраняет здоровье

Наши эксперты-психологи по-разному подходят к методам разрешения конфликтных ситуаций на дороге: одни считают, что нужно забаррикадироваться в своем авто и не провоцировать злоумышленника. Другие полагают, что нужно вести себя с достоинством и уверенно разговаривать с агрессором.

На мой же взгляд, надо здраво оценивать ситуации, ведь они всегда разные, как и хамы. Золотым правилом для себя считаю, что дорогу следует давать не только дуракам, но и всем, кто просто торопится и желает вас обогнать.

Если вы подрезали или не заметили кого-то, моргните аварийкой, поверьте, вся спесь у обиженного исчезнет. Ну а если вас догнали и остановили, попробуйте просто извиниться, вряд ли вас будут учить вождению при помощи кулаков.

Помните о том, что обстановка на дорогах остается сложной и напряженной. На магистралях тысячи машин, но на деле большинство автолюбителей, спрятавшись в своем железном коконе, не придет вам на помощь. Увы, автомобильное братство кануло в Лету. Многим из наших граждан нет дела до проблем других участников дорожного движения.

Даже если у них на глазах будут кого-то избивать или крушить чье-то авто. Чаще всего они предпочтут не заступаться и не разнимать дерущихся, а потянутся за телефоном, чтобы заснять происходящее на видео.

Они забывают о том, что сами в любой момент могут оказаться одной из сторон конфликта и никто не придет к ним на выручку. Вокруг будут лишь безмолвные созерцатели с камерами в руках.

Старайтесь не попасть в их объективы.

Соблюдайте ПДД, будьте вежливы и обходительны на дороге, тогда, уверен, агрессивные водители будут искать в потоке машин другую мишень.

Сюжеты: Мнения , Тренды города: все, что волнует столицу , Игорь Швыткин – о том, как обезопасить свою жизнь в мегаполисе

Источник: https://www.m24.ru/articles/dorogi/07072015/78343

Не так давно в столице вынесли приговор минчанину, который избил другого водителя из-за мелкого ДТП. К счастью, далеко не каждый автомобильный конфликт заканчивается рукоприкладством, но злости и нетерпимости на наших дорогах немало.

Как быть? Легендарному Брюсу Ли приписывают фразу «Лучший бой — это тот, которого удалось избежать». Примерно так же обстоит дело с агрессией на дороге. Лучший исход любого конфликта — избежать его. Именно этого принципа придерживается руководитель Центра контраварийной подготовки Сергей Овчинников.

Он рассказал о том, как распознать агрессивного водителя и избежать последствий его действий.

Смотрите, что происходит вокруг авто, каждые 8 секунд

— У нас есть две основные категории учащихся: это опытные водители, которые проходят курс контраварийной подготовки, и есть курс «70» для начинающих водителей.

И вот именно они чаще всего сталкиваются с таким понятием, как агрессия на дорогах. Большей частью это женщины.

Обычно они едут медленно, возможно, кому-то мешают, произвольно или непроизвольно, и тем самым вызывают резко негативную реакцию у определенной части водителей.

Эту тему в Центре контраварийной подготовки проходят обязательно, потому что важно не только умение распознать агрессию и избежать ее. Сюда же входит и умение взаимодействовать на дороге с другими водителями. Как же распознать «агрессора»?

— Есть такая рекомендация: контролировать обстановку вокруг автомобиля каждые 8 секунд. Если водитель будет придерживаться этого правила, то всегда заранее сможет определить агрессивного водителя.

Если кто-то из участников движения постоянно дергается, резко разгоняется и тормозит, то я стараюсь уйти в сторону, остаться позади. Мне так будет спокойнее.

Если такой нетерпеливый лезет на обгон, я создаю безопасную дистанцию, чтобы он мог в случае чего влезть передо мной, но не в меня. Но самое главное — от явно агрессивного водителя нужно просто быть подальше.

Оставайтесь в машине при любом конфликте

Эксперт убежден, что на дороге не нужно провоцировать агрессию. Одним из таких действий Сергей Овчинников считает езду в левой полосе при свободных правых. В большинстве случаев при трех полосах в одном направлении занимать крайнюю левую нет необходимости.

Если уж так случилось, что вы заняли третью полосу, и видите, что сзади кто-то нагоняет, мигает фарами, то лучше уступить. Но не нужно резко метаться вправо с риском создать аварийную ситуацию.

Нужно включить правый поворотник, показать, что вы видите догоняющего и готовы в любой момент уступить.

— В этой ситуации конфликт возникает по той причине, что едущий в третьем ряду задается вопросом: «Я еду по ПДД, а он едет с превышением. Почему я должен ему уступать?» Но ситуации бывают разные, поэтому я считаю, что позиция «я сдерживаю, потому что еду по ПДД, а он нарушает» неправильная.

Наказывать за нарушения у нас может только ГАИ, и брать на себя роль карающей десницы, намеренно сдерживая более быстрый автомобиль, неправильно. Если такой спешащий ехал за вами довольно долгое время и был явно недоволен, то можно предположить, что он начнет, говоря по-простому, «учить».

Обычно в таких случаях опережают справа, резко перестраиваются перед вами и тормозят. К такому повороту событий нужно быть готовым.

Если ситуация доходит до варианта, когда агрессивный водитель подрезает автомобиль, перекрывает дорогу, вынуждая остановиться, и выходит из машины, эксперт рекомендует оставаться в машине с заблокированными замками. Разговаривать с агрессивно настроенным водителем нужно через слегка приоткрытое окно.

Лучше держать при себе телефон, чтобы зафиксировать происходящее, или сделать вид, что уже вызываешь ГАИ или милицию. В большинстве случаев пыл у такого агрессивного водителя спадает, потому что такое поведение может привести к лишению прав и даже варианту дальнейших разбирательств уже в суде.

Воинственность быстро улетучивается, когда за агрессивную выходку светит реальный срок или огромный штраф. Хотя у нас не так часто за подобные выходки следует неизбежное наказание.

Вспомним наиболее громкие дорожные конфликты за последнее время, которые закончились судебными разбирательствами и реальными сроками.

Выпускайте пар и извиняйтесь аварийкой

Психологи часто советуют не держать негативные эмоции в себе, а выплескивать их наружу. Иначе отрицательные эмоции будут скапливаться, и их выход в итоге обернется не лучшим образом. Это касается и ситуаций на дороге.

— Если нас кто-то подрезал, что-то сделал не то, я считаю не зазорным сказать что-то такое… выплеснуть негативную энергию. Это же советуют и психологи. Не надо желать водителю чего-то плохого, но дать выход плохой энергии необходимо, иначе она будет скапливаться, как пар в пароварке.

Для себя нужно постараться принять мысль о том, что человек сделал это не нарочно. Если это получится, то ситуация воспринимается уже не так агрессивно. И, конечно, необходимо учиться коммуницировать на дороге, взаимодействовать с другими водителями.

Если вы что-то не так сделали: опасно перестроились, выехали перед быстро движущимся автомобилем, — нужно как минимум извиниться, помигать аварийкой. Это сбрасывает напряжение в ситуации.

Источник: https://auto.tut.by/news/road/594376.html

Психология потока: агрессия на дорогах отражает состояние общества | Милосердие.ru

Как избежать агрессии на дорогах?

Недавно в Москве случился очередной скандал: водитель белой «Тойоты Камри» набросился с кулаками на женщину с ребенком. По версии автомобилиста, ему не уступили дорогу, а по версии женщины-пешехода, водитель и не думал останавливаться.

У пострадавшей зафиксированы гематомы и подозрение на сотрясение головного мозга, а малышу потребовалась помощь психологов.

А вот другая история: 26-летний счастливый отец вез супругу с новорожденным из роддома. Таксист ехал неосторожно и чуть не попал в ДТП. Пассажир сделал замечание, в ответ водитель с кастетом напал на мужчину и избил. Пострадавшего госпитализировали с многочисленными ушибами, переломом лицевой кости и открытой черепно-мозговой травмой головы.

Откуда в участниках движения появляется агрессия? Почему общение на дорогах доходит до драк, а то и до убийств?

Все болезни от нервов

В подавляющем большинстве случаев конфликты на дорогах не имеют реальных причин – они возникают не из-за дорожно-транспортных происшествий, а из-за мнимых обид и «неуважения».

«В первую очередь, конфликты на дорогах связаны с повышенной нервозностью водителей, вызванной бешеным ритмом жизни современных крупных городов, – замечает Алена Ал-Ас, психолог.

– Большинство водителей, особенно на дорогих автомобилях, много работают, спешат по своим делам. Пробки и любые промедления на дороге они воспринимают близко к сердцу, или, точнее – “близко к нервам”.

Начинают переживать, что не смогут вовремя прибыть на работу или встречу, будут вынуждены объясняться с коллегами, руководителями, партнерами, а то и потеряют свои деньги.

Это одна из первых причин агрессии за рулем. Как ни странно, она прямо связана и с таким “материальным” фактором как низкий уровень логистической организации в крупных российских городах, вечные проблемы и с дорожным покрытием, и с управлением дорожным движением, которые порождают пробки, нерациональность в направлении транспортных потоков, многочисленные дорожно-транспортные происшествия».

Алексей Козлов, автогонщик, водитель с огромным опытом, соглашается с этой мыслью. Первопричина агрессивного поведения за рулем – состояние общества.

«Счастливый, довольный жизнью человек, скорее, будет добр, нежели агрессивен. А когда у тебя проблем много, денег мало, все вокруг нервные, – отсюда конфликты и скандалы, и на дороге в том числе.

Если сравнивать нас и Европу в плане агрессии за рулем, то это земля и небо. Там люди успешнее, а поэтому спокойнее».

Алексей Козлов

А вот Андрей Путято, директор Центра совершенствования водительского мастерства «Штурман», чемпион КГБ СССР по автоспорту, полагает, что водители везде одинаковые, в какой бы стране мы ни оказались. И напоминает, что дорога – фактически зеркало нашего общества.

«Из кого состоит транспортный поток? Заметьте, что это не зал кинотеатра, допустим, и не музей, где собирается определенная аудитория. Мы думаем, что рядом с нами в других машинах едут адекватные и воспитанные люди. Но это то, как мы хотим видеть ситуацию. А на самом деле так думать неправильно.

Этот поток – единственная общность людей, где есть представители всех социальных групп, и мы с этой общностью сталкиваемся ежедневно.

Здесь люди, разные и по интеллекту, и по образованию. И мужчины, и женщины, и нервные, и спокойные. Кто-то только что стал отцом, а кто-то, допустим, только что кого-то убил. Люди с ножами, с пистолетами, с бейсбольными битами. Поэтому вряд ли стоит удивляться агрессивному поведению».

Вообще, замечает эксперт, психология потока, дорожного движения изучается не так активно, как следовало бы. Возможно, при должном внимании к этой теме психологов и психиатров мы бы реже сталкивались с проблемами на дорогах, а возможно, и ДТП бы случались реже.

Машина как фетиш?

Фото с сайта spokoino.ru

Есть разные точки зрения на то, может ли сам автомобиль провоцировать нас на агрессивное поведение. Ездил человек себе на трамвайчике и вдруг стал владельцем машины. А если еще и модной, дорогой, престижной? Неужели это не сбивает с толку, не дает повода для пафоса? Все ли проходят эти «медные трубы» и способны не позволить себе загордиться и считать себя круче остальных?

В машине, замечают психологи, человек часто ощущает себя «в домике». То есть защищенным от остального мира. А еще этот «домик» красив и быстр! И появляется самоуверенность, иногда ложная.

«Когда ты сидишь в машине – в этаком железном ящике, создается дополнительное ощущение надежности. И если человек изначально настроен на агрессию, это его провоцирует», – полагает Алексей Козлов.

Причем, замечает эксперт, чаще агрессия проявляется к тому, кто не может ответить. И обычно в этой ситуации страдает пешеход – он заведомо слабее. «Представьте: вы – на машине, а на дороге бабушка, или ребенок, или женщина, или просто слабый человек.

На них проще вылить гнев, который на самом деле вызван иными причинами. Это та самая стандартная ситуация, знакомая нам всем: когда начальник отругал человека на работе, а тот дома набросился на жену, а та на ребенка и так далее», – говорит Алексей.

И действительно, этот жизненный эпизод, отраженный в ироничном рисунке Херлуфа Бидструпа, все чаще случается в нашей жизни – и на дорогах в том числе.

«Сам факт вождения машины может делать человека более агрессивным. Какой-нибудь профессор философии или этики будет у себя на работе спокойным человеком, а на дороге он вдруг превращается в агрессора, а скорее, становится самим собой. Пробки, стрессовые ситуации провоцируют нас на то, что из нас выходит наружу наша резкость, агрессивные черты характера», – полагает Андрей Путято.

Хотя, замечает эксперт, иногда такое поведение за рулем объяснимо и нашей физиологией. Скажем, молодых водителей бесполезно ругать за скорость – они горячи, им хочется быть быстрыми, это естественное поведение.

Это, скорее, лихачество молодости, не негативная агрессия.

«Я тоже любил быстро ездить в молодости, но в какой-то момент задумался: а как это выглядит со стороны? С тех пор я уже давно задумываюсь, не повредит ли мой маневр другим водителям», – приводит специалист в пример собственный опыт.

Комплекс Наполеона на дорогах

Психолог Алена Ал-Ас отмечает, что важную роль играют индивидуальные психологические факторы. «Например, многим людям свойственно “зазнаваться”, если они получают более или менее высокий доход или занимают руководящие должности.

Особенно это характерно для молодых людей, которым повезло устроиться на престижную работу, или работу, дающую определенные преимущества.

У них быстро развивается «комплекс Наполеона», который характеризуется пренебрежительным отношением к менее обеспеченным людям».

Впрочем, признает эксперт, иногда скандалы на дорогах устраивают и люди в годах, но это уже привычное поведение.

«Тут надо сказать, что многие из них действительно агрессивны, так как долгие годы и даже десятилетия ритм жизни в России предполагал необходимость агрессивного поведения по модели “если не ты, то тебя”.

Поэтому те, кто не хотел оставаться внизу социальной иерархии, были вынуждены становиться агрессивными, даже вырабатывать в себе эту агрессию искусственно».

Ну а если возвращаться к идее о том, что дорога отражает нашу жизнь, то стоит признать: часто отсутствие должного воспитания у участников движения, уровень действительного (а не формального) образования и общей культуры не позволяет им понимать абсурдность и негативность своего агрессивного поведения.

«Такой агрессивный водитель считает, что именно такое поведение и есть главный признак солидного и уверенного в себе человека. Однако пререкания и драки на дорогах не имеют никакого отношения к “здоровой” агрессивности и целеустремленности человека-победителя, соревнующегося с конкурентами на политическом, экономическом, спортивном, культурном пространстве», – напоминает Алена Ал-Ас.

Крутая BMW или ржавая «восьмерка» – кого бояться?

Очень часто встречаются исследования, по данным которых владельцы определенных марок машин более агрессивны, а на других ездят водители спокойные и миролюбивые. К примеру, часто к «агрессивным» причисляют BMW и «восьмерки», а еще джипы и прочие «большие машины». Так ли это? Эксперты с таким подходом не согласны.

Не всегда агрессия провоцируется появлением у человека дорогой машины. Грубый невоспитанный человек может быть и бедным, и богатым. «Есть люди, имеющие дорогие автомобили, но ведущие себя на дорогах вежливо.

А бывают, к примеру, всяческие “кавказские свадьбы” с гонками на дорогах в Москве – там даже полиция опасается вмешиваться, хотя сейчас уже, кажется, с такими агрессивными водителями, нарочито не соблюдающими ПДД, начинают бороться, – подчеркивает Андрей Путято.

– Я знаю водителей машин, марки которых считаются “агрессивными”, но они совершенно спокойны за рулем, а бывает и наоборот. То есть привязка агрессии к каким-то маркам машины не носит массовый характер».

Как рассказывает Алексей Козлов, в 1990-е годы он заметил интересную тенденцию – тогда наш рынок наводнили иномарки, и люди на престижных иностранных автомобилях стали вести себя даже вежливее, чем водители на старых «Жигулях».

«Они стали пропускать машины, пешеходов. Конечно, были и бандиты на дорогих машинах, но все же была такая тенденция: состоявшиеся, успешные люди добрее», – полагает эксперт.

Кстати, многие психологи считают, что поведение на дороге часто маскирует скрытые проявления сексуальной агрессии. «Бешеный» водитель пытается подавить соперника, показывая свою жесткость.

На самом деле, такой человек и без автомобиля вел бы себя подобным образом, а автомобиль становится лишь дополнительным инструментом в его руках.

В то же время, спокойные люди, не имеющие подобных отклонений и комплексов, остаются дружелюбными и адекватными и за рулем дорогого автомобиля, и на высокой должности.

Больше знаний – сохраннее нервы

Одной из важных причин неадекватного поведения водителей становится и общая неразбериха на наших дорогах. Алена Ал-Ас замечает, что сейчас нет полноценной проверки психического здоровья водителей. В большинстве случаев прием у психиатра перед получением прав – это чистая формальность.

Фото с сайта vesti.ru

«Если человек не находился на учете у психиатра или невропатолога, он получает права без проблем. Но количество психически нездоровых людей отнюдь не равно количеству зарегистрированных сумасшедших, – напоминает психолог. – В действительности психические отклонения имеют многие люди, которые в повседневной жизни кажутся нам нормальными.

Прибавим сюда людей с изменениями в психике после травм – это действующие и бывшие сотрудники силовых структур с контузиями и ранениями, спортсмены, особенно контактных видов спорта (единоборств).

Свою роль в агрессивности играют и особенности биографии людей, например, отбывание наказания в местах лишения свободы, занятие преступной деятельностью и так далее».

А Андрей Путято замечает, что водители сами друг друга провоцируют, не умея себя вести на дорогах. Да и Правила дорожного движения на самом деле знает от силы половина участников этого движения. В итоге часто агрессия – это реакция на неправильное поведение другого водителя, или наоборот – мы за агрессию принимаем ошибочные действия водителя, замечает эксперт.

«Вот пример: один водитель перестраивается с помощью сферического зеркала – оно дает больший обзор, но уменьшает объекты, и кажется, что задние машины далеко. А водитель, следующий сзади, считает, что его намеренно подрезали. Так возникают конфликты.

Кстати, американцы провели интересное исследование. В ходе изучения причин аварий они убедились, что чаще это не нетрезвый водитель, а просто незнание техники вождения. Элементарные ошибки приводят к агрессии», – говорит Андрей Путято.

Почему еще проявляется в нас на дорогах нервозность и раздражительность? Это и сами условия: безобразное качество дорог в том числе, плохая пропускная способность, бесконечные ремонты, сужения проезжей части.

Во многих европейских странах, напоминает Андрей Путято,  на всех перекрестках есть знаки «главная дорога» и «уступи дорогу». У нас этого нет, в итоге – пробки из-за частых аварий на ровном месте. Ну а ДТП, опять же, вызывает стрессы у всех участников движения.

Или вот еще частая ошибка водителей – выезд на перекресток, занятый другими машинами. Это тоже приводит к пробкам и каше на дорогах.

Правда, сейчас появляются сдерживающие факторы. Например, камер на дорогах все больше – и водители вынуждены сдерживать скорость. Как замечает эксперт, если бы жители городов приучили себя всегда двигаться равномерно и в рамках указанной скорости, то пробок – и стресса! – было бы в разы меньше.

«Знаете, когда Москва движется с наибольшей пропускной способностью улиц? Оказывается, во время сильного гололеда, – замечает Андрей Путято.

РИА Новости / Владимир Сергеев

– Потому что все едут аккуратно, друг за другом, и это монотонное упорядоченное движение сильно влияет на пропускную способность города».

Принципы вождения в крупных городах не соблюдают таксисты-приезжие, которые не знают ни Москвы и ее улиц, ни того, как себя вести. Наглость и неумение ездить таких водителей тоже провоцируют окружающих водителей на ответное хамство.

Кстати, рассказывает Андрей Путято, умения правильно водить и вести себя на дорогах недостает, как ни странно, и водителям карет скорой помощи: «Скандалы и конфликты водителей с водителями скорой помощи, которые все чаще случаются на наших дорогах, нередко происходят не только из-за агрессии других автовладельцев, а еще и по причине неумения водителей скорой грамотно ездить. Я бы, например, с удовольствием бесплатно обучал их. Водителям скоропомощных машин не хватает спецподготовки. Они, например, не могут объехать машину. Да, они наталкиваются на хулиганов за рулем или на грубиянов – такие не пропустят никого, но умелый водитель обошел бы это препятствие».

Андрей Путято уверен: спасет только повышение культурного уровня – как общего, так и каждого водителя. «Раньше я пытался объезжать пробки, у меня хорошая техника, знание Москвы. Но сейчас я спокойно встаю в пробку, это меня не раздражает. И оказывается, что не так это и страшно. Я приучил себя быть великодушным».

Тенденция быть великодушным на дороге возвращается. Водители стали пропускать друг друга, чаще проявляют вежливость, мы стали понимать, скажем, что такое пропускать машины в пробке через одну, а пропустить пешехода на «зебре» – это вообще в порядке вещей. По мнению эксперта, постепенно агрессии на дорогах будет все меньше.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/psihologiya-potoka-agressiya-na-dorogah-otrazhaet-sostoyanie-obshhestva/

Четыре причины агрессивного вождения. Узнай себя за рулем

Как избежать агрессии на дорогах?

21 июля 2017 года Ученые доказали, что одни из самых агрессивных водителей — мужчины с предельно выраженными маскулинными чертами. А чаще всего рискуют на дороге импульсивные, склонные к вспышкам гнева люди. При этом их поведение нередко провоцирует несчастные случаи.

Интересно, что некоторые автовладельцы воспринимают машину как продолжение себя, а занимаемое ею на дороге пространство — как свою территорию, которую надо контролировать и защищать.

И поэтому, когда таких водителей подрезают, это воспринимается ими как личное оскорбление и предсказуемо вызывает агрессию, полагают канадские и американские психологи.

И здесь уже встает вопрос о границах. Где заканчивается личное пространство одного человека и начинается территория другого? Некоторые люди вынуждены искать ответ всю жизнь.

Поэтому они постоянно пытаются почувствовать эту грань — и агрессивное вождение, среди прочих приемов, приходит на помощь.

Чтобы быстро получить обратную связь, достаточно резко перестроиться, включив поворотник секундой раньше, и услышать ответный сигнал возмущенного водителя, оставленного позади.

2. Борюсь со страхом

Ежедневно участниками движения оказываются новые водители, и большинство из них волнуется, некоторые вовсе пребывают на грани паники. Но так или иначе вождение автомобиля более-менее благополучно осваивают многие.

Постепенно нужные навыки автоматизируются, ключевые маршруты запоминаются, и новички начинают внимательнее следить за ситуацией на дороге, а значит быстрее и лучше реагировать на то, что происходит вокруг. Это особенно важно, ведь мелкие аварии лишают водителя уверенности в себе и актуализируют страхи, возвращая его чуть ли не в исходную точку.

Этот нелегкий путь к аккуратному безопасному перемещению на машине кому-то кажется слишком долгим, изнуряющим, а то и скучным.

Некоторые люди, сталкиваясь с любыми пугающими ситуациями, предпочитают бросаться с места в карьер. Это относится и к водителям.

Иногда новоиспеченные обладатели прав решают, что побороть страх лучше всего вышибая клин клином. В таком случае агрессивная езда — чистой воды бравада, но бравада опасная.

Как установили американские исследователи, подобное поведение за рулем чаще демонстрируют молодые люди, которые используют автомобиль как средство самовыражения.

Они могут проявлять крайнюю самоуверенность и недооценивать риски, связанные с безрассудным вождением. К слову, попытка таким образом преодолеть страх перед дорогой может дать прямо противоположный результат.

Страх с каждой поездкой будет только усиливаться, и в какой-то момент с мыслью об управлении автомобилем придется расстаться.

3. Мне нужны острые ощущения

Экстремальные виды спорта очень популярны. Кто-то прыгает в воду со скал или планирует по воздуху, облачившись в костюм с крыльями. А кто-то предпочитает не ходить далеко и получает свою дозу острых ощущений за рулем.

Быстрые перестроения, резкие старты на светофорах, лихие, с визгом покрышек, повороты — полноценный экстрим с его главной составляющей — угрозой для жизни.

Коварство подобных удовольствий в том, что они вызывают привыкание.

У человека возникает «зависимость от собственных ощущений, химических реакций, происходящих в организме, когда вce его системы напряжены, находятся в состоянии стpecca, a адреналин в крови превышает все мыслимые пределы», отмечает психотерапевт, кандидат медицинских наук Иван Кириллoв.

Данная зависимость, как и любая другая, формируется со временем. Поначалу агрессивное вождение приносит удовлетворение, вызывая радость, граничащую с эйфорией.

Однако постепенно эти чувства притупляются, и в погоне за нужной дозой острых ощущений водитель вынужден вести себя все более безрассудно, не обращая внимания на возрастающий риск для жизни и последствия.

В таком случае лучше выплескиватьэмоции на закрытой и безопасной гоночной трассе. Заодно и зрителей позабавите.

4. Хочу выплеснуть негатив

Ссоры в семье, сражения у кабинетов врачей, неурядицы на работе могут стать тяжелым испытанием для тех, кому принципы не позволяют ответить криками и грубостью.

Конечно, хорошие манеры дорогого стоят, однако всем очень воспитанным людям следует помнить: раздражение и гнев — не те эмоции, которые, возникнув, исчезают. И если нет возможности вернуть агрессию обидчику, пострадает тот (или то), кто первым попадется под руку.

Человек, сдерживающий агрессию, может невольно направить ее на самого себя, предостерегает клинический психолог Любовь Кроткова. И автовладельцы становятся жертвой такого механизма, принимаясь выплескивать негатив за рулем.

По данным израильских ученых, водители, регулярно сталкивающиеся с неприятными ситуациями на работе, чаще, чем коллеги, чьи трудовые будни более спокойны, ведут себя за рулем агрессивно или безответственно.

Возможность просто выругаться в адрес других водителей (пусть они этого и не услышат) уже приносит большое облегчение. А агрессивное вождение помогает поддержать самооценку, почувствовать себя хозяином положения. Ведь, по мнению психолога Леона Джеймса, «автомобиль мгновенно реагирует на наши приказы, и это рождает удовольствие, связанное с ощущением власти».

Агрессивное вождение, как это ни странно прозвучит, в итоге выполняет важную функцию для водителя — оно решает определенную проблему, иногда не одну. Поэтому просто взять и перестать безрассудно вести себя на дороге не получится. А если и получится, тут же найдется другой (не факт, что менее опасный) способ разбираться с неприятностями.

Можно, конечно, и дальше ездить, воображая себя участником автогонки. Но в определенный момент счета за ремонт машины, угроза лишения прав и, не дай бог, травмы разной степени тяжести перевесят, и отмахнуться от мыслей о том, что что-то идет не так, не получится. Тогда придется разобраться в себе и найти способ решать проблемы более безопасно.

А когда накроет желание полихачить — лучше спуститься в метро.

Четыре причины агрессивного вождения. Узнай себя за рулем

Андрей Васильев

Четыре причины агрессивного вождения. Узнай себя за рулемОшибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/907461-4-prichiny-agressivnogo-vozhdeni/

Уроки выживания на дороге: как не стать жертвой агрессивного водителя

Как избежать агрессии на дорогах?

«Если ситуация так сложилась и вы за рулем – главное не вспоминать, как это происходит в американских боевиках», – советует читателям АиФ.ua автогонщик Алексей Мочанов. – Просто постарайтесь не соприкасаться бортами с атакующим вас авто».

Мочанов уверен, что подобными ситуациями должна заниматься милиция. А находящиеся вокруг люди должны немедленно звонить и оповещать ее сотрудников.

Эксперт уверен, что научить человека противодействовать на дороге такого рода агрессии через интернет, газеты или социальные сети невозможно, этому нужно учиться.

А навыки ухода от агрессора на дороге следует осваивать в специальных школах. Как не попасть в водительские разборки на дороге

Что же касается того, как не доводить дело до крайней степени агрессии, то АиФ.ua собрал основные рекомендации и руководства к действию.

Что бесит водителей

Прежде всего, нужно учесть, что агрессию по отношению к вам могут вызвать ваши же действия. Постарайтесь быть корректным к остальным участниками дорожного движения. Ваши действия должны быть прогнозируемыми для окружающих водителей. Необходимо соблюдать Правила дорожного движения, не отвлекаться за рулем на телефонные разговоры или чашку кофе.

Случайно или намеренно не уступили дорогу другому водителю, не включили сигнал поворота при перестроении из одной полосы в другую, по неосторожности «подрезали» чью-то машину – и приступ агрессии в ответ практически гарантирован.

Также нужно учесть, что на дороге не редко встречаются и попросту нервные автовладельцы, которых раздражает все: заглохли ли вы на светофоре, не слишком быстро тронулись с места или слишком медленно перестроились, уступая дорогу.

Во всех этих случаях психологически нужно быть готовым к тому, что нервный водитель постарается поравняться с вами, начнет сигналить, чтобы вы обратили на него внимание и жестами или словами начнет выказывать свое недовольство.

Особо неуравновешенные могут обогнать вас и перестроившись на вашу полосу движения резко затормозить, чтобы проучить. Либо начать прижимать вас к обочине, чтобы остановить и устроить разборки.

Во всех этих случаях нужно не терять голову и адекватно оценить ситуацию.

Первоочередные действия

Прежде всего, старайтесь не паниковать даже в экстренном случае и сохранять контроль над ситуацией. Иначе вы начнете делать ошибки, а на дороге это чревато аварией. Действуйте по ситуации.

Если вы видите, что сзади вашу машину «подпирает» примчавшееся на большой скорости авто, да еще и мигает фарами – лучше уступите ему дорогу. Включите поворотник и при ближайшей возможности перестройтесь в другой ряд. В Киеве во время драки водитель ранил милиционера в глаз

Водитель из поравнявшегося с вами авто сигналит, показывает грубые жесты и ругается – не отвечайте на это своей грубостью, не провоцируйте еще большую агрессию. Просто притормозите и дайте ему уехать.

А вот если агрессор не отстает, это уже повод звонить в милицию и запрашивать помощь, если есть такая возможность. Если в авто есть видеорегистратор, проследите, чтобы он работал.

Впоследствии это поможет разобраться в ситуации.

При этом, если есть выбор, лучше двигаться по оживленным многолюдным улицам, а не сворачивать в глухие закоулки, где движение будет заблокировано и вы очутитесь лицом к лицу с неадекватным водителем.

Держитесь подальше

«Агрессивный стиль езды порой проявляется не только потому, что человек умышленно это делает, но еще и от неумения и незнания безопасного управления автомобилем, – рассказал в интервью АиФ.

ua каскадер, руководитель автошколы экстремального вожденияВиталий Бондарь. – Также нужно учитывать, что агрессивный стиль езды утомляет физиологически и психологически.

В результате реакция такого водителя притупляется, он не готов к быстрым действиям на дороге».

При проявлении агрессии к вам со стороны другого водителя, эксперт советует отнестись к этому разумно и не демонстрировать свой характер – дорога для этого не место. А попытки противодействовать агрессии могут лишь усилить ее, и никто в этом случае не выиграет. Поэтому лучше разминуться с таким водителем – притормозить, остановиться и не доводить дело до конфликта.

По мнению опытных автомобилистов, также лучше заранее дистанцироваться от авто, водители которых ведут себя явно неадекватно: резко меняют полосу движения без включения поворотника, резко тормозят или же газуют на светофоре до жженых шин.

Также не пытайтесь вразумить подобных типов – это не ваша задача, для этого есть инспекторы ГАИ или милиция. Тем более, неизвестно, чем может окончиться такая воспитательная работа.

А за любую свою ошибку всегда можно попросить прощения или  поблагодарить за понимание мигнув аварийкой. Часто это маленькое действие может погасить большой приступ агрессии.

с регистратора Татьяны Черновол

Источник: http://www.aif.ua/auto/tips/1074595

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.