Морской этикет

ТРАДИЦИИ, ЦЕРЕМОНИИ, ПРИМЕТЫ В ЯХТИНГЕ

Морской этикет

Море уважает смелых, веселых, находчивых и благоприятствует тем, кто чтит морские законы, порядок, кто с любовью передает традиции новым поколениям мореходов. Часто задают вопросы о суеверии моряков, ведь с давних пор у них существует множество примет и ритуалов, тщательно соблюдаемых с самой первой минуты, как ступили на палубу, и на все времена хождения по морям и океанам.

Яхтсмены, как и старые мореманы, часто бывают большими оригиналами. Одни причудливо оформляют свои яхты, а другие надевают яркие, бросающиеся в глаза одежды, третьи,- выпивают за себя и за Посейдона глоток горячительного напитка.

Конечно, строгие порядки, определяющие взаимоотношения на судне между капитаном и командой никто не отменяет, так же как и поднятие флага, но впридачу к ним, для создания веселого настроения и хорошего тонуса экипажа на каждом судне рождаются свои церемониалы и ритуалы.

Красные победоносные носки

Для легенды мирового яхтенного спорта новозеландца Питера Блейка, многократного участника кругосветных гонок, двукратного победителя «Кубка Америки», талисманом служили красные носки, которые он надевал в самые ответственные моменты.

По мнению самого капитана и его экипажа работали магические носки безотказно, принося желанные победы.

Жители Новой Зеландии верят в магию и силу ритуальных предметов, а после виктории национальной команды на престижном мировом парусном состязании 1995 года, стали ежегодно праздновать 3 июля День красных носков, как символа духа народа.

Ритуальная воодушевляющая песня команды Шошолоза

Для южно-африканской яхтсменов название команды, яхты и песни было одно «Shosholoza», что сплотило спортсменов и привело к победе над расовыми пережитками во время прохождения в 2007 году соревнований на Кубок Мира по парусному спорту, на котором завоевали приз зрительских симпатий. Они были первыми чернокожими участниками, сумевшими пробиться на мировую элитную регату. Их песня шошолоза стала стимулом к победе и гимном спортивного успеха.

Бортовые веселые ритуалы, стимулирующие порядок

На каждом судне складываются свои заведенные традиции, направленные на сплочение команды. Так на немецких гоночных яхтах Шюмана «Rubin», вечером выдают карнавальный колпак тому члену команды, который в течение дня допустил самую грубую ошибку.

В Австрии, на одной из яхт, капитан награждает нарукавной повязкой, в быту принятой обозначать слабовидящего человека, рулевых и матросов за совершенные ими промашки, что шокирует, несведущих в данном обряде этого экипажа, посторонних зрителей, но имеет отличный воспитательный эффект для команды.

В Гамбурге на паруснике «Jutte» каучуковый крокодил по имени Олло во время стоянки лодки в марине несет охранную службу, облаченный в спасательный жилет и страховочный пояс во избежание потери.

Год от года он растет по служебной лестнице с торжественным чествованием и «обмыванием» очередного звания, уже он дослужился до главного боцмана. Крокодил служит примером всей команде и продвигается по службе за достойное поведение во время самого лютого шторма сезона.

Присутствие мужественного Ollo восстанавливает моральные силы яхтсменов после борьбы со стихией.

К ритуалом относятся по-разному, но мало кто осмеливается их нарушить, чтобы не разгневать фортуну и морских богов.

Морские приметы

Приметы для удачи и везения существуют не только на суше, но и на море, причем моряки, находящиеся долгое время в дали от родных берегов, относятся ко всем ритуалам с почтением и трепетом. Можно считать их чудаками, но следует учесть, что их традиции связаны с реальной морской жизнью и имеют объективную основу.

Плавает утка, а моряки по морю ходят

Корабль и команда по морю ходят, а не плавают, они с благодарностью и уважением относятся к воде, а она, в ответ, твердо держит их на поверхности. Плавают моряки, если судно потерпело крушение, а в профессиональной жизни они ходят по воде, как по суше.

Крайний поход

Разговаривая с мореходами, вернувшимися из рейса, следует спрашивать об их походах как о крайних, а не о последних, край подразумевает границу между сушей и водой, другие земли, находящиеся за горизонтом, где много нового и необычного относительно тех мест, где проживает вопрошающий.

Если же задать вопрос с употреблением словосочетания «последний раз», то уже в самой фразе затаен смысл, что далее не последует никаких морских путешествий, последний — это финал без продолжения.

По такой же причине по пятницам (конец рабочей недели) и по понедельникам (невезучий день окончания выходных) судна не выходят из порта приписки.

О новых рейсах и о дате выхода в очередное плавание стараются не распространяться, либо отвечают уклончиво, чтобы не разгневать Фортуну и Богов самоуверенностью. 

Море слез не любит

Отпускать моряка в путь следует с улыбкой, любовью и легким сердцем. Улыбающаяся женщина остается ждать его на берегу, тогда он обязательно вернется с успехом и с подарками.

Посеешь ветер, пожнешь бурю

На корабле придерживаются приметы, запрещающей без необходимости свистеть во время пути следования. Считается, что свистом можно рассердить Посейдона и он вызовет идеальный шторм, высвистывая красивую мелодию, успокоить его, что приведет к штилю.

По другим поверьям, во время насвистывания зарождаются смерчи и бури, это духи ветров демонстрируют нарушителям покоя свою силу и власть.

 В северных странах, существует легенда, что есть способ договориться с ветром с помощью шапки, имеющей большой козырек: проговаривая заклинания, молитвы и поворачивая козырек в нужную сторону, добиваются того, что ветер помогает двигать судно в указанном направлении.

На Руси так же придерживались мнения, что свистеть нужно в случаях, когда требуется вызвать определенный воздушный поток. Для этой цели в специальных ларцах с молитвенниками хранились «заговоренные» свистульки, которые исполняли мелодичный звук, приманивающий заливистыми руладами попутный бриз. В Финляндии верят в заговоренную веревочку с тремя узлами, при развязывании которых, по одному, либо всех сразу, вызывают от легкого дуновения до урагана.

Существует множество примет и обрядов касательно ветра, управляющего судьбами моряков: одни перед выходом в море брили головы, отдавая Богам свои волосы, другие раздевались до гола всей командой, чтобы задобрить видом своих тел злую женщину морскую бурю, третьи запасались амулетами с изображением судна, с наполненными парусами. 

Ритуалы первого выхода судна на воду

Яркий праздник спуска корабля на воду помимо салюта, фанфар, торжественных маршей сопровождается обрядом, при котором о нос судна разбивают бутылку шампанского или красного вина.

В древние времена считалось, что за каждую единицу флота, особенно боевую, нужно приносить жертву для сохранения благополучия судна и команды.

Во времена распространения христианской религии первый выход корабля на воду сопровождался крещением, благословением, имя наречением; человеческие жертвоприношения были заменены на угощения и принесения даров в виде материальных ценностей морю и его божественным обитателям.

В разных странах суда во время обряда окропляли молоком, пивом, вином, но никогда не крестили водой, чтобы не навлечь несчастий.
Имя, данное кораблю при крещении, старались сохранить навсегда, переименование считалось плохой приметой, влекущей неудачи, а матросы неохотно нанимались на переименованный борт. 

Если во время спуска судно задерживалось на стапельном помосте, или не разбилась жертвенная бутылка, считалось, что у него будет трудная судьба. (Яркий пример – атомная подводная лодка проекта 658 – К-19)

Так же соблюдаются правила, чтобы при спуске была хорошая погода, светило солнце и поблизости находились дельфины и чайки являющиеся вестниками благополучия и удачи, для обеспечения их присутствия в море забрасывают большое количество рыбной приманки. 

Церемония выхода судна на воду считается ответственным для него моментом и потому учитываются все приметы и традиции, несущие счастливое будущее кораблю.

Морские приметы, морской этикет

Для людей, находящихся длительное время в открытых водных пространствах на замкнутой корабельной территории, существуют определенные правила поведения, направленные на сплочение коллектива. Регламент предусматривает не только внутренние взаимоотношения, но и внешние, когда судно находится в море или акватории порта, где движется мимо других судов, причаливает к пристани.

Традиции не бывают застывшими во времени, они отражают то, что окружает в морской реальности здесь и сейчас, имеют резонные обоснования.

Внешние морские традиции

Самое первое правило это закон о чистоте на яхте, от нее зависит и общий порядок вещей на судне. Когда все расставлено по своим местам, идеально очищено и готово в любую минуту к работе, то никогда не возникнет лишней суеты и бесполезных действий. Еще старые пираты говорили, что когда на палубе и в трюмах порядок, значит и команда в полном порядке.

Вежливость залог взаимовыручки, доброе уважительное отношение к членам команд других кораблей или яхт оставляет надолго положительные эмоции и уверенность в том, что на открытых морских просторах судно всегда встретит надежных друзей. Потому и приветствуют друг друга корабли, как в акваториях порта или марины, так и в море. Даже поговорка напрашивается, что моряк моряка видит издалека.

Правило о том, что большая яхта в море первая приветствует меньшую, еще раз подчеркивает закон морской вежливости и морской взаимовыручки. С одной стороны приветствие можно расценивать как то, что большой брат всегда рад своему младшему собрату, а с другой, как надежную гарантию того, что даже маленькое судно, в море может оказать неоценимую помощь команде большого корабля.

Встречать и провожать соседние яхты, а так же спрашивать мнения у капитана по поводу постановки вашей яхты на якорь рядом с ним, это правила этикета и гарантия безопасности вашего судна, чтобы случайно не повредить борт соседнего судна при выполнении маневра.

Внутренние морские традиции

При восхождении на палубу яхты переобуваться в яхтенную обувь, не занося береговую грязь на корабль. Правило заведено много веков тому назад, суть его в том, чтобы с грязной обувью не занести кишечные инфекции на борт, ведь эпидемия на корабле была смертельно опасна для всей команды.

Каждый член экипажа определяет свое пространство, располагается в нем так, чтобы не мешать остальным, оставляя место для общественного пользования.

Чистота – залог порядка: где взял, туда положи; насорил — убери за собой.

Выход на вахту за пять минут до ее начала, иными словами: не заставляй себя ждать, это привилегия капитана.

На судне в море нет мужчин и женщин, есть только моряки и яхтсмены.

Внутренние традиции по отношению к капитану

На судне команда полагается на Бога и на капитана.

Трудно поспорить с данным утверждением, ведь в настоящее время капитану корабля выдаются юридические полномочия регистрировать вновь созданные семьи, и подписывать свидетельства о рождении детей во время морского плавания.

На капитане лежит огромная ответственность за каждого члена экипажа, пассажира и за все судно в целом. Потому с капитаном спорить нельзя, последнее слово всегда остается за ним.

На яхте капитана не беспокоят попусту, он должен быть всегда в полном спокойствии, чтобы в случае возникновения серьезной ситуации, он мог бы разрешить проблему.

Судьба моряка зависит от капитана, его профессионализма и компетенции, поэтому команда кормит капитана – это негласный давний морской закон.

Трапеза

Трапеза это так же внутрення традиция отношений между членами экипажа на любом судне или яхте. Вахтенное расписание назначает время трапезы, которое выполняется при любых погодных условиях.

 Все члены команды и гости сидят за одним столом, каждому определено место; место капитана свято, занимать его может только он. Приступать к трапезе можно только после приветственного слова командира судна и пожелания им всей команде приятного аппетита.

 Опоздание недопустимо, если такое произошло, то прибывший позднее всех должен спросить разрешения у кэпа и объяснить причину своей задержки.

 Раньше времени выходить из-за стола так же не принято, если уж возникла крайняя необходимость в этом, то следует попросить разрешения. Во время принятия пищи на больших кораблях вставать и ходить без разрешения можно только коку.

Традиции и церемонии могут, конечно, с годами, меняться. Но неизменным остается одно – все они  призваны сохранять порядок на судне и соблюдению определенных правил и  субординации помогает сплотить команду и обеспечить ее слаженную работу даже в сложных условиях.

Источник: https://www.wowcharter.ru/obzory/item/20-traditsii-tseremonii-primety-v-yakhtinge

Морские традиции и судовой этикет

Морской этикет

История яхтинга насчитывает более 300 лет. За это время было создано множество традиций и церемоний. На управление судном они не влияют никоим образом. Однако их соблюдение сродни хорошим манерам на суше. Эта статья представляет собой краткий обзор некоторых из наиболее важных обычаев и традиции судового этикета.

Традиционные торжества

1. Крещение лодок. На этой церемонии, предшествующей открытию плавательного сезона, приветствуются новые члены яхт-клубов и их суда. Обычно новые катера и яхты выстраиваются в док-станции, а священник или капеллан по очереди освящает их. Владельцы катеров и яхт обычно подают легкие закуски и напитки.

2. День открытия.  В нашей стране судоходный сезон весьма короткий, поэтому лодки, яхты и катера вытаскиваются на зиму. А каждую весну проводится праздник открытия плавательного сезона с торжественным спуском судов на воду.

3. Смена смотрящих. Вскоре после ежегодного собрания в некоторых яхт-клубах проводится церемония смены смотрящих. В этот праздник вновь избранные должностные лица приносят присягу, таким образом освобождая предыдущую команду от несения обязанностей.

Присвоение имени вашему судну

Независимо от того, какого размера судно, ему обязательно нужно имя. Это может быть простая лодка для рыбалки или же огромная яхта. Но если вы выбираете ей имя, необходимо соблюдать определенные критерии. Имя, выбираемое для судна, должно быть:

  • привлекательным для хозяина и его семьи;
  • благозвучным;
  • соответствовать типу лодки;
  • произноситься легко и быстро.

Последний критерий особенно важен в чрезвычайных ситуациях. Названия лодок не защищены авторским правом, поэтому вы можете выбрать любое понравившееся, соответствующее вышеназванным критериям.Этикет

Судовой этикет в своих основах ничем не отличается от этикета обычного: уважение и вежливость к другим. Но иногда бывают и такие ситуации, когда правильное поведение не всегда очевидно. Поэтому были разработаны правила, регулирующие поведение на судне.

1. Знать правила навигации. Правила навигации являются международно признанными требованиями для безопасного вождения судов. Они имеют первостепенное значение для безопасности . Но удивительно, сколько лодок используется с нарушением этих правил либо из-за невежества, либо умышленно.

2. Вежливость. Помимо обязательных правил навигации существует множество простых любезностей. Они разработаны для того, чтобы сделать плавание более комфортным:

  • Уважение к неприкосновенности и тишине. Будь то причал, швартовка или постановка на якорь, не ущемляйте своих соседей. Это особенно важно, если у вас на борту проходит вечеринка, вы делаете дымное барбекю или нужно запустить генератор. Чтобы не нарушать покоя соседей, найдите укромное место, в котором вы никому не помешаете.
  • Приглашение к общению. Будьте осторожны, приглашая соседа к общению. Краткая беседа – лучшее средство, чтобы понять, расположен человек к общению или нет.
  • Рыбацкие лодки. Если на пути вашего судна лежат рыбацкие лодки, обязательно пройдите по ветру от них, чтобы не отпугнуть рыбу или не запутаться в их линиях.
  • У гоночных лодок нет особых привилегий. Нет ни одного закона или требования, в котором указано, чтобы не-гоночные лодки держались подальше от гоночных катеров. Для владельца гоночной лодки будет весьма некрасиво и неэтично настаивать на праве проезда только потому, что он участвует в гонках.
  • Постановка на якорь. При постановке на якорь старайтесь ставить свое судно так, чтобы между ним и соседними лодками было достаточно места. В противном случае качка или ветер могут стать причиной случайного столкновения ваших судов.
  • Чрезмерная скорость. Помните, что вы несете ответственность за свое поведение на воде также, как и на автомобильной дороге. Это означает, что вы не должны превышать скоростные ограничения, плавать близко с пляжной зоной, намеренно создавать волнение или проезжать на большой скорости рядом с другими катерами и лодками.
  • Взаимопомощь. Пожалуй, одна из самых давних морских традиций. Вы должны помогать судам, оказавшимся в беде. Однако необходимо соблюдать условие: помощь, оказываемая вами, не ставит под угрозу безопасность вашей лодки.
  • Гости на вашей лодке. Шкипер несет особую ответственность за гостей, особенно за тех, которые не осведомлены о морских правилах. Гостям следует заранее сообщить о том, какую одежду рекомендуется носить на борту, а какую – при сходе на берег. Они также должны быть проинформированы о технике безопасности, правилах поведения и эксплуатации судового оборудования.

Одежда и униформа

Современные яхт-клубы не имеют особенно четких требований касательно униформы. Чаще всего весь дресс-код сводится к простым правилам: рубашка, обувь, брюки. В некоторых – обязательный головной уборы. Однако яхт-клубы с многолетней историей более требовательны. В этом случае вам следует обзавестись блейзером.

  • Блейзер. Одно-или двубортный. Как правило традиционный синий, или в корпоративных цветах. Эмблема клуба пришивается на левый нагрудный карман, но ни в коем случае на воротник рубашки. Вы же не хотите прослыть безвкусно одетым малым.
  • Рубашки обычно выбирают белого или светло-голубого цвета.
  • Вместе с блейзером и рубашкой мужчины носят обязательный галстук. Женщины могут заменить галстук на шарф.
  • Обувь. Классика жанра – черные туфли. Они подходят всегда и везде. Белые туфли и ботинки можно носить с белыми брюками или юбками летом.
  • Головные уборы. Традиционные морские офицерские кепки с эмблемой клуба можно носить с официальным пиджаком или блейзером. Бейсболки с морскими темами часто носят при катании на лодках.
  • Летняя одежда. В особых случаях в летние месяцы можно носить белую легкую рубашку с белыми шортами.

Правила использования флагов

Флаги на судне – отдельная тема для большой и подробной статьи. Лодочные флаги – намного больше, чем просто украшения. Основные флаги имеют универсальный смысл в международных водах.

С их помощью экипажи других судов могут узнать цель судна, даже не разговаривая с капитаном, а также передавать сигналы бедствия и предупреждения.

Подробнее об этом вы можете узнать в нашей статье “Использование флагов на яхте: основные правила и обычаи”.

Источник: https://nryahtclub.ru/stati/morskie-tradicii-i-sudovoy-yetiket/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.